Федеральная целевая программа «Жилище на 2011-2015 гг.»
Краткая информация по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федереальной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы
Дата принятия решения о разработке подпрограммы Федерации | Распоряжение Правительства Российской от 25 декабря 2008 г. N |
Государственный заказчик и основной разработчик программы |
Министерство регионального развития Российской Федерации |
Цели и задачи подпрограммы |
|
Сроки и этапы реализации подпрограммы | 2011 - 2015 годы |
Объем и источник финансирования подпрограммы | Объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 175,2 млрд. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности | Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета 86,9 тыс. семей граждан-участников подпрограммы |
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается острейшей социальной проблемой.
Одним из наиболее эффективных способов жилищного обеспечения указанных категорий граждан является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством предоставления государственных жилищных сертификатов (далее — сертификаты).
Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, — с 1 января 2006 г. на учете стояли 38445 семей, из которых 4258 семей по состоянию на 31 декабря 2010 г. обеспечены жильем, что составляет 11,1 процента общей потребности, или 98 процентов планового количества.
Министерство регионального развития Российской Федерации провело в 2009 году инвентаризацию очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. По результатам инвентаризации и с учетом реализации указанной подпрограммы в 2010 году по состоянию на 1 января 2011 г. являются нуждающимися в жилых помещениях: 24294 семьи вынужденных переселенцев.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить жильем вынужденных переселенцев до 2015 года включительно — 3799 семьи, или 16 процентов нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством.
Гражданами — участниками подпрограммы являются граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Граждане — участники подпрограммы могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий за счет средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета, только один раз.
Участие в подпрограмме добровольное.
Подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, информируют граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане дают письменное согласие на участие в ней.
Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством:
- военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица;
- граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса «Байконур» организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и увольняемые (уволенные) с работы на комплексе «Байконур», основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, либо ликвидация предприятия (учреждения, организации), либо сокращение численности или штата работников, либо состояние здоровья;
- граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.;
- граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета в 2011 — 2015 годах составит 175203,85 млн. рублей, в том числе: 6393,1 млн. рублей — в отношении вынужденных переселенцев/
Механизм реализации подпрограммы
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина — участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Порядок выпуска и реализации сертификатов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Отбор банков будет осуществляться государственным заказчиком подпрограммы на конкурсной основе. Условия конкурса будут определены государственным заказчиком подпрограммы.
Граждане — участники подпрограммы могут приобретать на рынке жилья у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), как за счет социальной выплаты, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных (кредитных) средств.
После перечисления средств социальной выплаты с банковского счета на выплату обязательств по приобретению жилья граждане — участники подпрограммы исключаются из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) за счет средств федерального бюджета.
В случае если владелец сертификата по какой-либо причине не воспользовался правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он сохраняет право на улучшение жилищных условий (остается в списках нуждающихся в жилых помещениях), в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим выдачу сертификатов, и не подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях).
Обьемы финансирования подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы»
(млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы)
Категория граждан |
2011-2015 (всего) |
в том числе годы |
||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Вынужденные пересенцы | 6393,1 | 1192,9 | 1259,71 | 863 | 1478,85 | 1598,64 |
Количество семей граждан, которые улучшат жилищные условия в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы»
Категория граждан |
2011-2015 (всего) |
в том числе годы |
||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Вынужденные пересенцы | 3799 | 820 | 820 | 519 | 820 | 820 |